В процессе строительства
В процессе строительства чего-то более фундаментального, чем шалаш, часто возникает необходимость изготовления железобетонных конструкций, в которых основными компонентами являются бетонная смесь и армирующий каркас.
Армирующим каркасом иногда можно назвать и небрежно брошенную в яму или траншею для бетонирования груду металлического лома, она тоже работает для повышения прочности локального бетонного объема. Для системных распределенных железобетонных конструкций армирующий каркас изготавливается из арматурных стержней, которые, так или иначе, скрепляются между собой с помощью сварки или, чаще всего, особенно в индивидуальном строительстве, связки.
Для связки применяют гибкую стальную проволоку и определенную технологию. Конечно можно брать кусочки проволоки и просто скручивать ей арматуру с помощью плоскогубцев, любимого народного инструмента на все случаи жизни от выдергивания гвоздей до закручивания болтов и гаек. При необходимости выполнения небольшого количества связок и такой метод является эффективным, но если много — замучаешься. Для вязки арматуры своими руками удобно использовать специальный вязальный крючок или (при небольших объемах) просто изогнутую в виде удлиненной цифры 6 сталистую проволоку диаметром 4-5 мм и длиной 150 – 200 мм с заточенным на конус концом. Нижняя часть – ручка, которую желательно сделать вращающейся вокруг основного стержня, например, из отрезка трубки, и верхняя — рабочий конец. Для эффективной работы необходимо предварительно подготовить согнутые пополам отрезки вязальной проволоки длиной 30-35 сантиметров. Удобно от бухты вязальной проволоки отделить какую-то часть витков, с учетом требуемого вязального объема, разрезать эту бухточку болгаркой на 3 части и каждую из них сразу пучком согнуть пополам. При отсутствии болгарки можно просто класть проволоку на ребро массивного металлического изделия и ударами по ней молотком разрубать. Конечно, не так эстетично, но, как говорил Лелик в «Бриллиантовой руке», зато надежно и практично.
Общую технологию вязки арматурного узла рассмотрим на поперечном стыке арматурных стержней. Одной рукой (для правши левой) сложенный вдвое отрезок вязальной проволоки длиной перпендикулярно заводится под связываемый перехлест в месте вязки (движением от себя) ушком сдвоенного конца вперед, а другой рукой перехватывается с тыльной стороны за ушко вязальным крючком (движением снизу-вверх в ушко).
Поступательным движением обоих рук навстречу друг другу вязальная проволока внатяжку оборачивается вокруг перехлеста до перекрещивания ее концов друг с другом, после чего вращательным движением по часовой стрелке производится их начальное перекручивание с продолжением дальнейшего полного скручивания с помощью только вязального крючка.
Скручивание производится до достаточной степени затяжки связываемых стержней.
Оставшиеся свободными концы проволоки на завершающих оборотах вязки легко отламываются, оставляя только несколько витков скрутки, что некоторые умельцы считают «высшим пилотажем». Но, мое личное мнение, что такая связка является ослабленной, и до этого состояния доводить не следует. Наоборот, при вязке следует стараться скрутить спиралью уже скрученные в жгут четыре нитки вязальной проволоки, а оставшиеся свободными их концы просто оставить на месте, слегка пригнув к каркасу. Они никак не мешают, зато обеспечивается нормальная прочность вязки и дополнительный армирующий эффект. При сборке полноценного армирующего каркаса провязывается каждое пересечение армирующих элементов, а в особо ответственных конструкциях каждое из них в два прохода крест на крест.